Интересное и загадочное место у Матвея (Мф 23):
1 Тогда Иисус сказал толпе народа и ученикам Своим:
2 на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 итак всё, что они скажут вам, исполняйте и храните,
по делам же их не поступайте:
ибо говорят они и не делают.
1. Это любопытное место. Потому что, учитывая все столкновения с фарисеями, можно было бы ждать слов типа: Писание у них правильное, а толкование - кривое. Но тут Он прямо и недвусмысленно говорит, что фарисеи учат правильным вещам: всё, что они скажут вам, исполняйте и храните. (Хотя все - пожалуй, гипербола.) То есть даже про галаху. И вряд ли это ирония.
Т.е. Он признает за фарисеями:
- их Писание (это понятно);
- их легитимность (не что они самозванцы, узурпировали Тору);
- и даже их практическую интерпретацию (я долгие годы думал, что это не так).
2. Галаха. В принципе, Он сам соблюдает устное предание. (Только демонстративно нарушает кое-что относительно субботы.) И даже ниже, про десятину, говорит: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и обошли более важное в Законе: правосудие и милосердие и верность; это надлежало исполнить и того не опустить. Т.е. десятина - правильно, когда не забывают о главном. (С чем многие фарисеи готовы были бы согласиться.)
3. Критика. Скорее не за плохое предание, а за неисполнение Торы. Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев - тут тоже позитивный отзыв о фарисеях и призыв к большему.
Например, Мф 15:3 - критика не Закона, а что устная Тора избавляет от верности Торе: А Он им ответил: почему и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
4. Так что вполне можно увидеть в Нем и ревнителя Закона, Который призывает Израиль к большей верности, нежели фарисеи.
5. Как вы думаете. Чем и можно объяснить кое-что из 23 главы ниже.